Обзор экономики стран Центральной Азии


Название страныОбзор экономики
КАЗАХСТАН флагКАЗАХСТАН Казахстан, вторая по размеру территории республика бывшего СССР, располагает огромными запасами полезных ископаемых, включающими запасы жидкого топлива, минералов и металлов. Казахстан обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом: в степях возможно ведение животноводства и зернового хозяйства. В промышленности преобладают добыча и переработка ископаемых ресурсов, тяжелое машиностроение, производство строительного оборудования, тракторов и сельскохозяйственных машин, а также некоторых видов военной техники. Распад СССР и резкое снижение спроса на традиционную продукцию тяжелой промышленности привели, начиная с 1991 г., к острому экономическому кризису, спад продолжался до 1994 г. Осуществление в 1995- 97 гг. правительством страны ряда экономических реформ и ускорение приватизации имело результатом перемещение значительных активов в частный сектор. Созданный для строительства нефтепровода из Западного Казахстана (от Тен-гизского месторождения) к Черному морю Каспийский трубопроводный консорциум позволит существенно увеличить экспорт нефти в течение ближайших пет. В 1998 г. экономика страны снова пережила спад ВВП на 2,5%, что было обусловлено падением мировых цен на нефть и августовским финансовым кризисом в России. Рост цен на нефть, хороший урожай зерновых и своевременная девальвация тенге вытянули страну из рецессии в 2000 г. Астана сосредоточилась на промышленной политике с целью диверсифицировать экономику и избежать зависимости от нефтяного сектора посредством развития легкой промышленности.
КИРГИЗИЯ флагКИРГИЗИЯ Киргизия - это маленькая бедная горная страна с преобладанием аграрного сектора. Хлопок, шерсть и мясо - главные сельскохозяйственные продукты и статьи экспорта. Промышленный экспорт составляют золото, ртуть, уран и электроэнергия. Киргизия является одной из республик бывшего СССР, достигших наибольшего прогресса в проведении рыночных реформ. Была успешно осуществлена стабилизационная программа, которая позволила снизить темпы инфляции с 88% в 1994 г. до 15% в 1997 г., значительное внимание было уделено стимулированию экономического роста, многие государственные доли в предприятиях были проданы. Производство резко сократилось после распада Советского Союза в 1991 г., но начало восстанавливаться с середины 1995 г., стал увеличиваться экспорт. Однако пенсии, пособия по безработице и зарплата в госсекторе по-прежнему выплачиваются с задержками. Иностранная помощь сыграла главную роль в экономическом подъеме республики в 1996-97 гг. Рост не превысил 2,1% в 1998 г. (преимущественно из-за экономических затруднений России), но достиг 3,6% в 1999 г. и, по оценкам, 5,7% в 2000 г. Правительством был также предпринят ряд мер, направленных на погашение внешнего долга, борьбу с инфляцией, упорядочение сбора налогов.
МОНГОЛИЯ флагМОНГОЛИЯ Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивлент бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год. Правительство МНРП, пришедшее к власти в июле 2000 г., стремится к улучшению инвестиционного климата, оно также должно заняться проблемой обременительного внешнего долга.
ТАДЖИКИСТАН флагТАДЖИКИСТАН Таджикистан имеет наименьший уровень ВВП на душу населения среди 15 бывших республик СССР. Хлопок является самой важной культурой. Полезные ископаемые разнообразные - серебро, золото, уран и вольфрам, - но запасы их ограниченны. Промышленность включает большой алюминиевый завод, гидроэлектростанции и мелкие предприятия легкой и пищевой отраслей с устаревшим оборудованием. Экономика Таджикистана сильно ослаблена шестью годами гражданской войны, а также потерей субсидий Москвы и рынков для своей продукции. Большинство людей живут в унизительной нищете. Таджикистан зависит от помощи, получаемой от России и Узбекистана, а также от международной гуманитарной помощи, необходимых для обеспечения основных нужд. Будущее таджикской экономики и потенциал привлечения иностранных инвестиций зависят от сохранения стабильности и прогресса мирного урегулирования.
ТУРКМЕНИСТАН флагТУРКМЕНИСТАН Туркменистан является преимущественно пустынной страной с кочевым скотоводством (крупный рогатый скот), интенсивным ведением сельского хозяйства в орошаемых оазисах и огромными ресурсами газа (пятое место в мире по запасам) и нефти. Половина орошаемых земель занята хлопком, десятым по величине в мире производителем которого является страна. Вплоть до конца 1993 г. Туркменистан испытывал меньшие экономические потрясения, чем другие бывшие советские республики, благодаря высоким ценам на нефть и газ, что повлекло резкий рост доходов в твердой валюте. В 1994 г. отказ России экспортировать туркменский газ на западный рынок, где поставки оплачиваются в твердой валюте, и растущие долги его основных потребителей среди стран бывшего СССР привели к резкому падению промышленного производства и возникновению некоторого дефицита бюджета. При авторитарном, трансформировавшемся из коммунистического режиме и клановой социальной структуре Туркменистан избрал чрезмерно осторожный подход к экономическим реформам, надеясь использовать продажи газа и хлопка для поддержания в общем неэффективной экономики. Приватизация проводится в ограниченных масштабах. В 1998-2000 гг. Туркменистан страдал из-за недостатка возможностей транспортировки газа на экспорт и необходимости высоких выплат по внешнему долгу. В то же время общие экспортные доходы возросли благодаря высоким ценам на нефть и газ. Перспективы на ближайшее будущее неутешительны из-за массовой бедности населения и тяжелого давления внешнего долга. Помощь МВФ кажется необходимой, однако правительство пока не готово принять его условия. Заключенный в 1999 г. контракт о поставках 20 млрд кубических метров природного газа через систему трубопроводов Газпрома помог смягчить бюджетные проблемы 2000 г. Отсутствие реформ делают сомнительными ближайшие перспективы.
УЗБИКИСТАН флагУЗБИКИСТАН Узбекистан - засушливая, континентальная страна, 10% территории которой составляют интенсивно возделываемые, орошаемые речные долины. Более 60% населения проживает в плотно населеных кишлаках. Узбекистан сейчас является третьим по величине мировым экспортером хлопка, крупным поставщиком золота и природного газа, а также имеет химическую и машиностроительную промышленности регионального значения. После обретения независимости в декабре 1991 г. правительство стремилось поддерживать плановую экономическую систему советского типа с дотациями и жестким контролем за производством и ценообразованием. Однако столкнувшись с высоким уровнем инфляции, правительство приступило к реформам в середине 1994 г., проводя более жесткую денежную политику, приватизацию, слегка уменьшая роль государства в экономике и улучшая условия для иностранных инвесторов. Государство сохраняет доминирующее влияние в экономике, и реформы пока не привели к остро необходимым структурным изменениям. В конце 1996 г. МВФ временно приостановил действие кредитной линии на поддержание стабильности местной валюты в размере $185 млн из-за невыполнения правительством условий фонда. Узбекистан отреагировал на негативные внешние условия, порожденные азиатским и российским кризисом, ужесточив экспортный и валютный контроль в своей и так весьма закрытой экономике. Экономическая политика, которая отпугивает иностранных инвесторов, является главным фактором стагнации экономики. Растущий государственный долг, инфляция и неблагоприятный деловой климат привели к тому, что рост в 2000 г. был вялым. В 2001 г. прогнозируется некоторое улучшение.

© 2008 - 2018
При использовании информации
прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна