Обзор экономики стран Западной Африки


Название страныОбзор экономики
БЕНИН флагБЕНИН Экономика Бенина остается слаборазвитой и основанной на натуральном сельском хозяйстве, производстве хлопка и региональной торговле. Реальный рост производства в 1996-99 гг. составлял в среднем 5%, однако быстрый рост численности населения практически свел на нет это достижение. Темпы инфляции снижались последние три года. Торговля и транспортная отрасль, вносящие значительный вклад в ВВП, зависят от ситуации в соседней Нигерии, в особенности от поставок топлива. В последние годы Парижский клуб и прочие кредиторы облегчили условия выплаты внешнего долга. В целом высокие цены на топливо сдерживали рост в 2000 г. Прирост производства хлопка, чему способствует реализация масштабной программы реорганизации отрасли, и расширение порта Котону могут способствовать ускорению роста в 2001 г.
БУРКИНА-ФАСО флагБУРКИНА-ФАСО Буркина-Фасо — одна из беднейших стран мира. Она не имеет выхода к морю; характерными особенностями являются высокая плотность населения, незначительное количество природных ресурсов и низкое плодородие почвы. Около 90% населения занимаются сельским хозяйством (по большей части натуральным); сельское хозяйство чрезвычайно сильно зависит от колебаний уровня осадков. В промышленном секторе доминируют неэффективные государственные корпорации. После девальвации франка КФА в январе 1994 г. правительство при сотрудничестве международных организаций усовершенствовало свою программу развития, и объемы экспорта и темпы экономического роста возросли. Продолжится ли экономический прогресс страны в 2001-02 гг., зависит от сохранения низкого уровня инфляции, сокращения торгового дефицита и проведения реформ, благоприятствующих частным инвестициям.
ГАБОН флагГАБОН Доход на душу населения в Габоне в четыре раза превышает этот показатель для большинства стран Африки, расположенных к югу от Сахары. Это объясняет сильное уменьшение в последние годы доли населения, находящегося за чертой бедности; тем не менее доходы в стране распределяются очень неравномерно, и значительная часть населения остается бедной. Экономика Габона зависела от торговли лесоматериалами и марганцем до тех пор, пока в начале 70-х гг. в море не была обнаружена нефть. Ныне доля нефтяного сектора в ВВП составляет около 50%. Экономика продолжает страдать от колебания цен на экспортируемые сырую нефть, лесоматериалы, марганец и уран. Несмотря на обилие природных ресурсов, экономика страдает также от неудовлетворительного управления финансами. В 1992 г. бюджета дефицит вырос до 2,4% ВВП, и Габон не сумел осуществить очередные платежи, что привело к отмене соглашений с государственными и частными кредиторами о реструктуризации долгов. Девальвация франка КФА на 50% (12 января 1994 г.) вызвала волну инфляции, достигшую 35%; в 1996 г. ее темп снизился до 6%. МВФ заключил с Габоном годичное соглашение о кредитовании для пополнения валютных резервов (на 1994-95 гг.) и трехлетнее соглашение о расширенном кредитовании под практически коммерческий процент в конце 1995 г., также в октябре 2000 г. был предоставлен кредит на пополнение валютных резервов в размере $119 млн. Эти соглашения требуют прогресса приватизации и установления финансовой дисциплины. В январе 1997 г., после того как в середине 1996 г. Габон выполнил требования МВФ, Франция оказала Габону дополнительную финансовую поддержку. В 1997 г. представительство МВФ в Габоне подвергло правительство критике за чрезмерные внебюджетные расходы, большие заимствования у Центрального банка и отставание графика приватизации и реформы управления. Повышение цен на нефть в 1999 г. могло поспособствовать росту экономики, но из-за сокращения объемов производства Габон не сумел получить возможную прибыль. Ожидаемый спад нефтедобычи может привести к сокращению ВВП в 2001-02 гг.
ГАМБИЯ флагГАМБИЯ В Гамбии нет месторождений полезных ископаемых или каких-либо других природных ресурсов; у страны также очень ограниченная сельскохозяйственная база. Около 75% населения живет за счет земледелия и разведения скота. Небольшой обрабатывающий сектор в основном состоит из предприятий по переработке арахиса, рыбы и выделке кож. Реэкспортная торговля обычно занимала главное место в экономике, но введенный в 1999 г. правительством предварительный досмотр грузов, нестабильность местной валюты и стабильная политическая ситуация в Сенегале привели к некоторому отклонению потоков реэкспортной торговли от Банджула. Конфискация правительством в 1998 г. частной компании по переработке арахиса уничтожила крупнейшего покупателя арахиса; два последующих торговых сезона были отмечены значительно более низкими ценами и уровнем продаж. Спад в туристической отрасли в 1999-2000 гг. также препятствовал экономическому росту. Уровень безработицы и занятости на неполный рабочий день чрезвычайно высок. Продолжение недолго длящегося экономического прогресса будет сильно зависеть от помощи других государств, ответственного отношения правительства к управлению экономикой, в чем правительству своими советами и технической поддержкой помогает МВФ, и предполагаемого роста в строительном секторе.
ГАНА флагГАНА Гана щедро наделена природными ресурсами; производство на душу населения в два раза выше этого показателя для беднейших стран Западной Африки. Тем не менее Гана все еще сильно зависит от международной финансовой и технической поддержки. Золото, лесоматериалы и какао являются главными источниками иностранной валюты. В экономике преобладающее значение сохраняет сельскохозяйственный сектор, на который приходится 40% ВВП и в котором занято 60% рабочей силы страны, в основном - мелких землевладельцев. В 1995-97 гг. Гана добилась относительного прогресса благодаря трехлетней программе реструктуризации экономики, осуществленной совместно с МВФ. Отрицательную роль сыграли рост заработной платы в государственном секторе и разорительная миротворческая деятельность в регионе, финансирование которой привело к инфляции, обесцениванию седи и растущему общественному недовольству мерами жесткой экономии, предпринятыми правительством. Политическая неопределенность и депрессия на рынке какао привели к тому, что рост в 2000 г. оказался очень мал. Хорошая конъюнктура на рынке какао должна подтолкнуть рост до уровня свыше 4% в 2001-02 гг.
ГВИНЕЯ флагГВИНЕЯ У Гвинеи большие запасы полезных ископаемых, богатые гидроэнергетические ресурсы и обширная база для ведения сельского хозяйства; тем не менее она до сих пор является бедной и слаборазвитой страной. В Гвинее находится более 30% мировых запасов бокситов и она является вторым по размеру производителем этого вида сырья. Продукция горнодобывающего сектора составила 75% объема экспорта в 1999 г. Чтобы страна выбралась из нищеты, ее правительству придется значительно усовершенствовать управление финансами и правовую систему, а также поднять уровень грамотности населения. В 1997-99 гг. правительство добилось обнадеживающего прогресса в управлении бюджетом и этот прогресс был высоко оценен МВФ и Всемирным банком в октябре 2000 г. Однако эскалация столкновений на границах со Сьерра-Леоне и Либерией угрожает крупными экономическими потерями. Кроме прямых затрат на оборону насилие привело к резкому спаду доверия инвесторов. Зарубежные горнодобывающие компании сократили штаты иностранных сотрудников, в то же время из-за паники возник острый дефицит продовольствия и подскочили цены на местном рынке. Ожидается снижение реального роста ВВП до 2% в 2001 г. ВВП: по паритету покупательной способности - $10 млрд (2000 оц.).
ГВИНЕЯ-БИСАУ флагГВИНЕЯ-БИСАУ Являясь одной из 20 беднейших стран мира, Гвинея-Бисау в основном живет за счет сельского хозяйства и рыболовства. Урожайность кешью значительно возросла в последние годы; теперь Гвинея-Бисау занимает шестое место в числе стран-поставщиков кешью. Страна экспортирует рыбу и другие морепродукты, а также в небольших объемах арахис, пальмовую сердцевину и лесоматериалы. Рис является главной сельскохозяйственной культурой и главным продуктом питания. Вооруженные столкновения между поддерживаемыми Сенегалом правительственными войсками и военной хунтой разрушили значительную часть инфраструктуры страны и причинили в 1998 г. огромный ущерб экономике; в том же году гражданская война привела к падению ВВП на 28%, что только отчасти было восполнено в 1999-2000 гг. Реформа торговли и либерализация цен были самыми успешными мерами, принятыми правительством до войны в рамках программы реструктуризации, которой оказывал спонсорскую поддержку МВФ. Ужесточение валютной политики и развитие частного сектора также начали оживлять экономику. Из-за необходимости больших инвестиций добыча нефти, фосфатов и других полезных ископаемых едва ли начнется в ближайшем будущем. Тем не менее в перспективе нефтяные месторождения на шельфе способны принести столь нужные бюджету страны доходы.
КАБО-ВЕРДЕ флагКАБО-ВЕРДЕ Низкий ВВП на душу населения в Кабо-Верде объясняется скудостью природных ресурсов, в том числе серьезной нехваткой воды, усугубляемой периодами затяжной засухи. Основу экономики составляет сфера услуг; торговля, транспортные и коммунальные услуги составляют почти 70% ВВП. Хотя около 70% населения живет в сельских районах, доля сельского хозяйства в ВВП составляла всего 13% (1998), 1,5% которых приходилось на рыболовство. Страна вынуждена импортировать около 90% продуктов питания. Морские ресурсы, особенно омары и тунец, используются недостаточно. Кабо-Верде каждый год сталкивается со значительным торговым дефицитом, покрываемым за счет зарубежной помощи и денежных переводов, получаемых от эмигрантов; денежные переводы составляют более 20% ВВП. Экономические реформы, начатые в 1991 г. новым демократическим правительством, нацелены на развитие частного сектора и привлечение зарубежных инвестиций. Дальнейшее развитие экономики в 2001 г. сильно зависит от поступления зарубежной помощи, денежных переводов и настойчивости правительства в осуществлении программы развития.
КАМЕРУН флагКАМЕРУН Богатые запасы нефти и благоприятные условия для ведения сельского хозяйства делают Камерун одной из наиболее обеспеченных основными ресурсами стран Африки, расположенных к югу от Сахары. Тем не менее, Камерун вынужден решать множество серьезных проблем, с которыми сталкиваются другие развивающиеся страны; в числе этих проблем чрезмерное число государственных служащих и в целом неблагоприятный деловой климат. С 1990 г. Камерун участвует в различных программах МВФ и Мирового банка, разработанных для привлечения инвестиций, повышения эффективности сельского хозяйства, развития торговли и рекапитализации национальных банков. В июне 2000 г. правительство завершило реализацию трехлетней программы структурной перестройки, поддержанной МВФ, но МВФ настаивает на проведении дальнейших реформ, включая повышение прозрачности бюджета и приватизацию. Высокие цены на нефть в 2000 г. помогли компенсировать падение доходов от экспорта какао. Восстановление рынка какао должно привести к росту свыше 5% в 2001 г.
КОТ-ДИВУАР флагКОТ-ДИВУАР Кот-д'Ивуар принадлежит к числу крупнейших мировых производителей и экспортеров кофе, какао-бобов и пальмового масла. Вследствие этого экономика страны очень чувствительна к колебаниям международных цен на эти товары и погодным условиям. Несмотря на попытки правительства разнообразить экономику, она по прежнему остается зависимой от сельского хозяйства и сопутствующих отраслей, в которых занято 68% населения. В 1994 г., после спада экономической активности, продлившегося несколько лет, начался период подъема, вызванного девальвацией франка КФА, ростом цен на какао и кофе и ростом объемов поставок нетрадиционных экспортных товаров (таких, как ананасы и каучук), относительной либерализацией торговли и банковского дела, открытием месторождений нефти и газа на шельфе, а также значительным внешним финансированием и реструктуризацией долгов. Более того, приверженность правительства проведению согласованных с донорами реформ способствовала экономическому росту, составлявшему 5% ежегодно в 1996-99 гг. В 2000 г. рост оказался отрицательным из-за трудностей в выполнении условий зарубежных доноров, сохранения низких цен на основные экспортные товары и нестабильности, вызванной переворотом. Некоторое восстановление рынка какао в 2001-02 гг. должно способствовать росту примерно на 3%, чему может помешать политическая нестабильность.
ЛИБЕРИЯ флагЛИБЕРИЯ В 1989-96 гг. гражданская война разрушила большую часть либерийской экономики, особенно инфраструктуру Монровии и ее окрестностей. Многие бизнесмены покинули страну, лишив ее своих капиталов и опыта. Некоторые их них вернулись в 1997 г. Многие не захотели вернуться. Обладая богатыми водными и минеральными ресурсами, обширными лесами и климатом, благоприятным для сельского хозяйства, Либерия является производителем и экспортером основных видов сырья; местные промышленные предприятия, в основном принадлежащие иностранным компаниям, производят весьма ограниченный объем продукции. Демократически избранное правительство, пришедшее к власти в августе 1997 г., унаследовало огромный международный долг и в настоящий момент полагается на прибыли, приносимые морским регистром страны и составляющие основную часть доходов в твердой валюте. Восстановление инфраструктуры разрушенной экономики Либерии и повышение доходов ее населения будут зависеть от проведения новым правительством продуманных макро- и микроэкономических реформ, в частности - от создания благоприятных условий для зарубежных инвестиций. Недавний рост начался с очень низкого уровня, и его продолжение потребует больших политических успехов.
МАЛИ флагМАЛИ Мали относится к числу беднейших стран мира; 65%ее территории представ- ляют собой пустыню или полупустыню. Экономическая активность ограничена зоной, орошаемой рекой Нигер. Около 10% населения являются кочевниками; примерно 80% рабочей силы занято в сельском хозяйстве и рыболовстве. Промышленные предприятия в основном занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. Экономика Мали сильно зависит от зарубежной помощи и является весьма чувствительной к колебаниям мировых цен на хлопок, основной экспортный товар страны. В 1997 г. правительство продолжило успешное осуществление программы структурных реформ экономики, предложенной МВФ и направленной на увеличение темпов роста, диверсификацию и привлечение зарубежных инвестиций. Настойчивость в проведении реформ и 50%-ная девальвация африканского франка в январе 1994 г. позволили повысить темпы роста экономики, составлявшие в среднем 5% ежегодное 1996 по2000 гг. Темпы роста в 2001- 02 гг. должны сохраниться в районе 5%, уровень инфляции должен опуститься ниже 2%. 11ВВП: по паритету покупательной способности - $9,1 млрд (2000 оц.).
НИГЕР флагНИГЕР Нигер - бедная, не имеющая выхода к морю африканская страна, основу экономики которой составляют сельское хозяйство, животноводство, реэкспортная торговля, а также добыча урана, с 1970-х гг. бывшего основным экспортным товаром страны; однако его добыча уменьшается из-за падения мирового спроса. Девальвация франка КФА в январе 1994 г. на 50% позволила Нигеру увеличить o6v емы экспорта домашнего скота, сладкого горошка, лука и продукции небольшой хлопковой промышленности. Для покрытия текущих расходов"' осуществления государственных инвестиций правительство полагается на двустороннюю и многостороннюю помощь, поступление которой было приостановлено после произошедшего в апреле 1999 г. государственного переворота. В 2000 г. Мировой банк одобрил выделение кредита в размере $35 млн для проведения налоговой реформы. Однако реформы могут столкнуться с трудностями, учитывая слабое в финансовом отношении положение правительства.
НИГЕРИЯ флагНИГЕРИЯ Новая гражданская администрация проводит важные реформы экономики Нигерии, обладающей богатыми нефтяными ресурсами, но долгое время страдавшей от политической нестабильности, коррупции и неэффективного макроэкономического управления. Бывшее военное руководство страны не смогло диверсифицировать экономику и лишить ее чрезмерной зависимости от капиталоемкого нефтяного сектора, обеспечивающего 20% ВВП, 95% экспорта и около 65% бюджетных доходов. Сельское хозяйство не справляется с обеспечением продовольствием растущего населения страны, и Нигерии, в свое время являвшейся крупным нетто-экспортером продовольствия, теперь приходится его импортировать. У Нигерии есть шансы в 2000 г. заключить с Парижским клубом договор о перенесении сроков уплаты внешнего долга и получить от Мирового банка заем в $1 млрд для продолжения реформ. Увеличение зарубежных инвестиций, рост нефтедобычи и высокие мировые цены на нефть могли бы помочь Нигерии достигнуть в 2000-01 гг. роста ВВП свыше 4%.
РЕСПУБЛИКА КОНГО флагРЕСПУБЛИКА КОНГО Экономика Республики Конго является смесью сельского хозяйства, ремесленного производства, промышленного сектора (в основном добыча нефти) и государственного сектора, характеризуемого бюджетными проблемами и непомерной раздутостью штатов. Нефтедобывающий сектор заменил лесную отрасль в качестве основы экономики, обеспечивая основную часть государственных доходов и экспорта. В начале 1980-х гг. быстро растущие доходы от нефтяной торговли дали правительству возможность финансировать крупномасштабные проекты развития экономики, что позволило поднять уровень роста ВВП в среднем до 5% в год; это один из самых высоких темпов роста среди африканских стран. Более того, правительство заложило значительную часть нефтяных прибылей, восполнив дефицит государственных доходов. Девальвация франка КФА на 50% (12 января 1994 г.) привела к инфляции, составившей в 1994 г. 61 %, но с тех пор темпы инфляции снизились. Попытки проведения экономических реформ продолжались при поддержке международных организаций, особенно Мирового банка и МВФ. В июне 1997 г. программа реформ была приостановлена из-за начавшейся гражданской войны. Дени САССУ-НГЕССО, вернувшийся к власти в октябре 1997 г., после окончания войны публично выразил желание продолжать экономические реформы и приватизацию, а также возобновить сотрудничество с международными финансовыми организациями. Однако в 1998 г. экономика страны серьезно пострадала от падения цен на нефть и возобновления вооруженного конфликта в декабре 1998 г., что привело к дальнейшему росту дефицита бюджета. Несмотря на рост мировых цен на нефть и возобновление отношений с МВФ, Республике Конго едва ли удастся достичь в 2001-02 гг. роста ВВП, превышающего 5%. После установления хрупкого мира МВФ в ноябре 2000 г. предоставил кредит в размере $14 млн на цели послевоенного восстановления.



© 2008 - 2018
При использовании информации
прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна